Патриотическое воспитание

СМОТР-КОНКУРС УГОЛКОВ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

  В соответствии с годовым планом работы учреждения дошкольного образования и с целью пополнения развивающей предметно-пространственной среды в ГУДО «Детский сад № 70 г.Бреста» был организован смотр-конкурс на лучший уголок белорусской культуры. Основная задача конкурса – формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение их к культурным и духовным ценностям своего народа, любви к родному городу, своей Родине.

  Педагоги активизировали работу по пополнению и оснащению уголков белорусской культуры, представили качественные наглядно-информационные материалы: альбомы, тематические папки, лэпбуки различной тематики, дидактические игры, поделки, предметы быта и многое другое. Совместными стараниями педагогов и родителей воспитанников в группах созданы мини-музеи народной культуры.

  Педагоги достойно представили свои уголки и творчески подошли к оформлению материалов.     

свернуть

СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО

  Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя множество задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к родителям. Важно ориентировать личность ребенка на систему семейных ценностей, традиций, историю собственной семьи. Ведь именно это помогает воспитать уважение к старшим и гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших традиций и семейных ценностей.

  В народной культуре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далекие предки, его ствол и ветки – старшее поколение, дети, внуки. Древо жизни растет, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших.

  У каждой семьи, несомненно, есть очень длинная и интересная история. Однако не все эту историю могут вспомнить. Поэтому возникла потребность в изучении истории своей семьи. И в этом помогли родители наших воспитанников, изготовив ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СЕМЬИ. Фотографии, художественно оформленные в красивые рамочки, являются предметом гордости за свой род.

  В результате изучения родословного древа семьи у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях.  

свернуть

ФОТОВЫСТАВКА В ДЕТСКОМ САДУ

   Одним из непременных условий воспитания ребенка в дошкольном учреждении является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Ведь только взаимодействуя с родителями можно добиться результатов воспитания настоящего гражданина и патриота нашей страны.

  В рамках реализации годового плана работы дошкольного учреждения и с целью взаимодействия с семьями воспитанников в ГУДО «Детский сад №70 г.Бреста» была организована фотовыставка из опыта семейного воспитания «Люби и знай свой край родной!» и «Дружная семья – крепкая страна!». Фотогазеты оформлены в разных стилях и с использованием различных материалов.

 Дети, рассматривая фотогазеты, являются экскурсоводами, рассказывая своим товарищам, какие у них есть родственники, где живут и путешествуют со своей семьей.

свернуть

Сямейныя каштоўнасці

Кансультацыя для бацькоў

"Сямейныя каштоўнасці"

Што такое сям'я - зразумела ўсім. Сям'я - гэта дом, свет, дзе пануюць любоў, адданасць. Гэта звычкі і традыцыі. Тое, што дзіця ў дзіцячыя гады набывае ў сям'і, ён захоўвае на працягу ўсяго наступнага жыцця. Ні адзін з інстытутаў выхавання не можа параўнацца з сям'ёй.

Сямейныя традыцыі аказваюць сур'ёзны ўплыў на асаблівасці хатняга выхавання, маральна-псіхалагічны клімат сям'і, на фоне якога ствараюцца асновы для развіцця і станаўлення асобы дзіцяці, забяспечваючы яе далейшую жыццядзейнасць. У кожнай сям'і прайграваюцца свае традыцыі. Іх прызначэнне ў чалавечым грамадстве застаецца нязменным - яны закліканы служыць умацаванню сямейна-роднасных сувязяў і адносін.

Сямейныя традыцыі і звычаі з'яўляюцца сімвалам чагосьці вечнага, даюць адчуванне блізасці і згуртаванасці ўсіх членаў сям'і.

Дык што ж такое сямейныя традыцыі, і якую ролю маюць у фарміраванні асобы дзіцяці?

Сямейныя традыцыі - прынятыя ў сям'і нормы, манеры паводзінаў, звычаі і погляды, якія перадаюцца з пакалення ў пакаленне.

Якія існуюць сямейныя традыцыі?

  1. Адной з важных традыцый з'яўляюцца сямейныя святы.

Сямейныя святы - гэта вехі ў гісторыі сям'і, яе маленькія абрады і рытуалы, якія захоўвае цяпло сямейнага ачага. Уключэнне дзіця ў працэс сямейных святаў і вольнага часу будзе спрыяць узбагачэнню яго ўнутранага духоўнага і культурнага свету, развіццю мастацка-эстэтычнай і асобаснай культуры. Улічваючы асаблівае значэнне сямейных святаў, як асновы зараджэння сямейных традыцый, неабходна клапаціцца пра тое, каб кожны член сям'і (дарослыя і дзеці) адчуваў пачуццё задавальнення і задавальнення ад іх.

  1. Не менш важная традыцыя - сямейны абед. Гэта час сяброўскіх зносін і адпачынку, бо за сталом, калі ўся сям'я ў зборы, можна абмеркаваць, што адбылося за дзень, падзяліцца ўражаннямі і проста адчуць сваю сям'ю адзіным цэлым, а сябе яе неад'емнай часткай. Таксама гэтая традыцыя дапаможа прывучыць дзіця культурным зносінам і правілам паводзін за сталом, накрываць, сервіраваць і ўпрыгожваць святочны стол, правільна карыстацца сталовымі прыборамі, запамінаць назвы страў.
  2. Сямейныя гісторыі. Наша памяць захоўвае мноства гісторый: сумных, радасных, мудрых, пацешных, героямі якіх былі вы самі і члены вашай сям'і. Дотык да гісторыі сваёй сям'і выклікае ў дзіцяці моцныя эмоцыі, прымушае суперажываць, уважліва ставіцца да памяці мінулага, да сваіх гістарычных каранёў.
  3. Сямейнай традыцыяй могуць стаць штотыднёвыя прагулкі ў лес, першы снегавік зімой, святкаванне прыходу вясны, выраб шпакоўні для птушак, спартыўныя забавы.
  4. Экскурсія выхаднога дня (у музей, на выставу, у тэатр). Такія экскурсіі для дзіцяці заўсёды свята. Наведванне масавых мерапрыемстваў спрыяе мэтанакіраванаму далучэнню дзіцяці да свету культуры і выдатнага, назапашвання эстэтычных і мастацкіх уражанняў - (дзіця становіцца ўдумлівым, які адчувае сябе гледачом і саўдзельнікам).
  5. Традыцыя чытаць кнігі і абмяркоўваць прачытанае фармуе светапогляд дзіцяці, дапамагае зразумець прычыны ўчынкаў людзей. Дзеці разам з дарослымі разважаюць пра дабро і зло, што развівае здольнасць суперажываць, разумець прычыны, таго ці іншага ўчынку.

Мы бачым, што роля сямейных традыцый у жыцці дзіцяці вельмі важная і дазваляе:

- ганарыцца дзецям сваёй сям'ёй;

- даюць магчымасць праявы станоўчых эмоцый;

- забяспечваюць устойлівасць адносін;

- захоўваецца і ўмацоўваецца сувязь паміж пакаленнямі.

Такім чынам, узбагачэнне ўтрыманне сямейных традыцый будзе спрыяць паўнавартаснай арганізацыі жыццядзейнасці сям'і, дапаможа удасканальваць працэс хатняга выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту, забяспечыць паразуменне паміж дзецьмі, бацькамі і іншымі членамі сям'і. Чым больш шчаслівым былі традыцыі і цікавей пазнанне свету ў бацькоўскай сям'і, тым больш радасці і эмацыйнага дабрабыту будзе ў малога і ў далейшым жыцці.

Стварайце свае сямейныя традыцыі і беражліва захоўвайце іх!

свернуть

Белорусские мотивы для ёлочки

«Белорусские мотивы для ёлочки»

  В декабре согласно годовому плану работы детского сада была проведена праздничная выставка новогодних игрушек, изготовленных руками родителей «Белорусские мотивы для ёлочки». И уже сегодня оригинальные игрушки украшают новогоднюю красавицу.

  Тема выставки была выбрана не случайно, она соответствует одному из направлений образовательной работы с воспитанниками в этом учебном году. Родители воспитанников творчески подошли к подготовке выставки. Традиционные белорусские игрушки из льна, ниток, народные тряпичные куклы, белорусская вытинанка, игрушки с белорусским орнаментом… Все поделки украсили традиционную новогоднюю ёлку у входа в музыкальный зал.

 Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников в учреждении создана сказочная, праздничная и незабываемая атмосфера!

  В преддверии наступающего Нового 2023 года хочется пожелать всем, чтобы все ненастья ушли далеко и навсегда. Пусть в Ваши дома постучится радость, удача, здоровье и мир! С Новым годом!

свернуть

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

 Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность детей дошкольного возраста. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Эффективным средством  является использование художественных материалов.

Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  1. Организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  2. Инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  3. Наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  4. Хороводные игры, игры-имитации;
  5. Чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  6. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  7. Рассматривание семейных фотографий и др.

    В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.

Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

 В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  1. Этические беседы о городе, родной стране, мире;
  2. Экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  3. Рассматривание иллюстраций об особенностях природы , разных стран;
  4. Знакомство с элементами национальной культуры;
  5. Обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

 При знакомстве детей дошкольного возраста с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • По ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • Составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • Язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

свернуть

2022 год в Беларуси объявлен Годом исторической памяти

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ об объявлении 2022 года Годом исторической памяти. 

Он объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.

Год исторической памяти пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко.

По словам главы государства, предстоит систематизировать исторические исследования, мемориальные комплексы, определить на перспективу даты, события, личности, которые следует увековечить, внести коррективы в работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи с опорой на факты героических подвигов предков. "Сегодня вся эта работа является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны", - подчеркнул белорусский лидер.

свернуть

Рекомендации для родителей "Воспитание патриота"

   Воспитание маленького патриота  начинается с самого близкого  для него – родного  дома, улицы, где он живет, детского сада. Первые чувства патриотизма... Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. 

               Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

               Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

 

  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. 
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
свернуть

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении

  Патриотическое воспитание является платформой для формирования у детей дошкольного возраста интереса к традициям, культуре и истории белорусского народа, воспитания экологической культуры. Усвоение детьми культуры своего народа (народных обычаев, традиций, ремесел) дает возможность развития кругозора и детского творчества.

  Для того чтобы воспитанники осознанно воспринимали социальные явления жизни, необходимо стимулировать их познавательную активность, которая проявляется в заинтересованности принимать информацию о родном крае, в желании уточнить, расширить свои знания, в умении применить их на практике в дальнейшей жизни.

  Ориентируясь на содержание учебной программы дошкольного образования, обеспечивающее патриотическое развитие личности ребенка через направления «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Эстетическое развитие», формирование первоначальных представлений о мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к национальным культурным традициям, общечеловеческим ценностям, восприятие произведений художественной литературы и фольклора, музыкальных произведений осуществляется как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности с детьми, а также в работе с родителями воспитанников.

 Для решения задач патриотического воспитания воспитатели нашего дошкольного учреждения используют разнообразные формы и методы работы с детьми

  • создание проблемных ситуаций, дискуссии, беседы-рассуждения, этюды, знакомство с символикой и картой Республики Беларусь;
  • чтение стихов, загадок, пословиц и поговорок, белорусских народных сказок, рассказов, легенд, просмотр видеороликов, рассматривание иллюстраций, которые соответствуют теме занятий;
  • знакомство с предметами и вещами народных умельцев, процессом их изготовления, названиями ремесел;
  • игровые упражнения: «Льняные вещи», «Герб родного края», «Цветы Родине», «Мы гончары», народные белорусские игры: «А мы проса сеялі…», «Гарлачык», «Фарбы»; развивающие и дидактические игры: «Узнай по описанию», «Народные промыслы», «Что в лесу растет, кто в лесу живет», «Мой город» и т.д., подвижные игры и физкультурные минутки;
  • прогулки, наблюдения и мини-экскурсии («Познаю свой родной край», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»), а также трудовую деятельность;
  • игры-инсценировки по мотивам белорусских сказок и продуктивную деятельность (лепку, рисование, изготовление поделок, книжек-малышек);
  • прослушивание музыкальных произведений («Калыханкі», «Пасеялі дзеўкі лён», «Камар лазню тапіў» и др.).

  Одной из важных составляющих патриотического воспитания детей является   организация развивающей предметно-пространственной среды. В группах оборудуют уголок краеведения (этнографии).

  Традиционно, при подготовке к проведению мероприятий, приуроченных к белорусским народным праздникам – Гуканне вясны, Каляды – детям и их родителям даются домашние задания по поиску информации об истории праздника, о персонажах праздника, по разучиванию народных песен, стихов, игр, изготовлению костюмов и атрибутов. В эти тематические дни родители не сторонние наблюдатели, а активные участники! Они показывают детям презентации, проводят беседы, организуют выставки и тематические фотозоны, участвуют вместе с детьми в инсценировках, исполняют песни, читают стихи.

  Такая совместная деятельность еще больше способствует обогащению и формированию у воспитанников системы морально-духовных ценностей, воспитанию у детей любви к родному краю, к традициям, культуре и истории белорусского народа, у детей возникает элементарное желание любоваться неповторимостью окружающей среды и ощущать себя с ней единым целым.

                                             

 

свернуть

"Пад белымі крыламі"

25.03.2022

  С целью повышения интереса детей и подростков к чтению, содействия раскрытию художественного потенциала талантливых воспитанников и приобщения их к ценностям белорусской культуры 2 апреля 2022 года объявлен городской конкурс художественного чтения “Пад белымі крыламі”.

  В конкурсе примет участие воспитанница старшей группы “Б” №13 Лакомая Александра со стихотворением Кастуся Жука “Карта роднай Беларусі”.

Лакомая Александра. Стхотворение К.Жука "Карта роднай Беларусі"

свернуть

Формирование у воспитанников представлений о символах белорусского государства

Формирование у воспитанников представлений

 о символах белорусского государства

Как суверенное государство Республика Беларусь имеет свои государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.        

  В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является «идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности».

  Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины, к участию в сознательной и активной деятельности.

 Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

  Приобщение детей к Государственной символике Республики Беларусь – одна из важных задач. Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции. С этой целью необходимо познакомить воспитанников с главными символами государства (гимн, флаг, герб), рассказать об истории их происхождения, о значении цветов флага и символов герба Республики Беларусь, о значении государственной символики. Главное – суметь вызвать у детей чувство гордости к своей стране, воспитать уважительное отношение к её символике, культуре, традициям, людям, желание делать всё для её могущества и процветания.     Воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества невозможно без знания государственных символов, символики и их истории.  

 В дошкольном возрасте формируются следующие представления о государственной символике: понимание того, для чего стране нужен флаг, герб и гимн. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они выучат его уже в начальной школе. Старшие дошкольники довольно легко усваивают представления о том, что и почему изображено на гербе, что обозначают цвета флага Республики Беларусь.

 Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

 Знакомство младших дошкольников с государственными символами осуществляется в процессе непосредственных наблюдений в повседневной жизни. В процессе наблюдений малыши постепенно запоминают цвета и расположение полос на государственном флаге.

        Основная задача в работе с детьми и четвёртого, и пятого года жизницеленаправленное знакомство с гербом и флагом Республики Беларусь.  Основу символических значений цвета в геральдике составляют краски природы, что позволяет построить ознакомление детей среднего дошкольного возраста с государственными символами на основе образов природы, подвести ребят к пониманию того, что цвета герба и флага Беларуси отражают красоту природы нашей страны. Накоплению впечатлений, развитию эстетического восприятия окружающей природы способствуют занятия по изобразительной деятельности, на которых ребята создают образы солнца, золотых полей с вплетёнными в колосья васильками, синего неба, рек и озёр, зелёных лесов и др. Знакомя детей с гербом и флагом нашей страны, возможно без использования фольклора и народного искусства.        

  Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также, к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Также у ребят можно сформировать некоторые элементарные представления об истории флага Республики Беларусь, о происхождении гербов (страны, города), эмблем, знамён и флагов. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика. В старшем возрасте наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предполагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события, когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

 Необходимым условием патриотического воспитания является участие родителей и членов семей воспитанников в данном вопросе. Они тоже должны быть заинтересованы, увлечены изучением истории белорусской символики. И дети, и их родители должны знать, что государственные символы объединяют всех людей, живущих в стране. Кроме того, и для детей, и для их родителей важно знакомиться с историей и культурой страны, в которой они сейчас живут.

Примерные вопросы для беседы с детьми о государственных символах:

  • У каждой страны есть свои государственные символы, назовите их. (это герб, флаг, гимн Республики Беларусь  ( показать иллюстрации с гербом и флагом);
  • Назови цвета флага нашей страны (На флаге Беларуси 3 цвета- красный, зелёный, белый);
  • Что означают цвета флага Республики Беларусь? (Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа);
  • Где можно размещать флаг Республики Беларусь? (Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, государственных учреждения, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь);
  • Где может исполнятся гимн Республики Беларусь?  (Государственный гимнимеет своих авторов - музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризно. При открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь; во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями; гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.);

  При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

  После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.

 

  • Что изображено на гербе Республики Беларусь? (восходящее над Землёй солнце, в лучах которого образ нашей страны в обрамлении венка из колосьев с вплетёнными цветами клевера и льна);

  О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства..

  • Что означает это изображение?  

Контур Беларуси – золотой – в лучах восходящего солнца – это наша земля.

Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.

Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров

Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями

Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

  • Где можно увидеть изображение герба Республики Беларусь?  (Его изображение помещается на печатях, на документах, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство, на монетах);
  • Зачем нужно изображение флага на автомобилях и самолетах? (чтобы можно было отличить их от автомобилей и самолетов других стран)
  • Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

  В старшей группе необходимо организовать проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» и праздников в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.

 

  Знакомство детей с символикой Беларуси проходит не только в специально организованной деятельности, но и  в нерегламентированной деятельности. Можно провести с детьми: аппликацию, лепку, рисование или раскрашивание. Также можно провести в индивидуальной форме дидактические игры такие как: «Карта Беларуси» «Узнай по описанию», «Моя Беларусь», «Мое имя», «Исторические достопримечательности моей страны» и другие.

  В нерегламентированной деятельности можно организовать сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.

  Следует прочитать детям художественные произведения в соответствии с учебной программой дошкольного образования.

свернуть