Изобразительное искусство
Методические аспекты организации рисования
Первая младшая группа
Главным принципом обучения рисованию детей раннего возраста является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет или явление, которые он собирается изобразить. У воспитанников должны быть ясные, четкие представления о предметах и явлениях.
Средств наглядности, используемых на занятиях рисования, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Прежде всего сама деятельность педагога является наглядной основой, так как воспитанник следит за рисунком взрослого и начинает подражать ему. В первой младшей группе подражание выполняет активную обучающую роль. Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыков в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение воспитанников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.
На обучение положительное внимание оказывают различные игровые моменты. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения для детей более близким, интересным.
Изображаемый предмет следует использовать вначале занятия для уточнения представлений о форме, цвете, частях предмета или в игровом плане для создания эмоционального настроения. В некоторых случаях, когда нельзя показать воспитанникам предмет, для возобновления их представлений можно использовать иллюстрации или хорошо выполненный педагогом рисунок. Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного. В процессе занятия образец следует убирать.
Содержание детских работ в первой младшей группе – это рисование простых предметов (цветок, рыбка, салют, следы на дорожке, солнышко и др.) и декоративных элементов (линии, точки, штрихи, округлые и прямоугольные формы) с помощью гуашевой краски, цветных карандашей и фломастеров в ходе предметного, декоративного и элементарного сюжетного рисования. Помимо традиционных техник рисования, присутствуют работы с использованием художественных техник изображения (рисование пальчиком, ладошкой, ватной палочкой, тычками).
Воспитанникам первой младшей группы свойственно сотворчество с педагогом, а также коллективные работы. К концу третьего года жизни многие воспитанники уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одноразового объяснения задания.
Вторая младшая группа
Восприятие окружающей жизни – основа методики обучения рисованию во второй младшей группе. Поэтому все образы, с которыми ассоциируются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, но и в активной деятельности. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании.
Во второй младшей группе педагог у воспитанников развивает умения и способы рисования предметов, элементов сюжетов, декоративных элементов с помощью рисования кисточкой, пальчиком, ладошкой, ватной палочкой, печатками из природного и дополнительного материала, тычками и др., используя способы рисования разных линий (вертикальная, горизонтальная, волнистая, непрерывная и прерывистая) и цвета (основные цвета,цвета спектра, теплые и холодные цвета).
При рисовании красками основу обязательно тонирует педагог в пастельные тона. Если воспитанникам предстоит работать с готовым контуром, то он также должен быть затонирован. Иногда задача воспитанников на занятии – раскрасить не контур, а дополнить раскрашенный рисунок деталями. Например, педагог рисует на основе зеленые елочки с белочкой, а задачи воспитанников – нарисовать шишки на дереве; или нарисованный и раскрашенный ежик, на спинке которого воспитанники изображают красные и желтые яблочки; или раскрашивание и дополнение деталями шаблона в виде какого-то животного.
Ключевая цель педагога в ходе занятий по изобразительной деятельности: научить воспитанников обращаться с основными инструментами – кистью и карандашом: правильно держать, набирать краску на кисть, регулировать силу нажима, тщательно промыть кисть и осушить с помощью салфетки.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога, который должен быть изобразительно грамотным: не упрощенным до схемы, а соответствовать реальному предмету, в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолировано от других предметов.
Во второй младшей группе используют в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограничены. Главным образом художественный образ используют с целью привлечения интересов и внимания ребят к теме занятия и возникновения у них эмоционального настроя. Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и их несложный анализ способствуют воспитанию активности у воспитанников. Для этого педагог выбирает рисунок, обращая внимание на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу, например внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь воспитанников, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания воспитанники вместе с педагогическим работником должны учитывать и качество, и аккуратность выполнения задания.
Средняя группа
В средней группе рисование предполагает использование различных материалов и техник (рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками, тычком, свечой, печатками из природного и дополнительного материалов, восковыми мелками). Для воспитанников появляется возможность узнать технику рисования акварелью.
В процессе рисования воспитанники применяют способы (конструктивный, частично-целостный, дужковый) для рисования объектов (знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные)), явлений природы (дождь, снегопад), ярких событий общественной жизни (праздники), элементов сюжетов, декорирования изображения. При этом воспитанники самостоятельно используют разные виды линий (вертикальная, горизонтальная, волнистая, непрерывная и прерывистая), цвета (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета, образные названия цветов: вишневый, салатовый, малиновый и т.д., контрастные и близкие по тону).
В качестве образца используют игрушки (эстетически оформленные с четким выделением формы каждой части), муляжи, естественные вещи, произведения декоративно-прикладного искусства, иллюстрации.
Показ приемов рисования продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где используют новый программный материал, а при последующих занятиях – с подобным же программным материалом, но на другие темы показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки. С целью развития инициативы при объяснении задания педагог предлагает воспитанникам самим выбрать, какой краской рисовать, сколько мазков сделать в углах квадрата и т.п. Образец в предметном и сюжетном рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать инициативу и воображение ребенка.
Учитывая особенности четырехлетних воспитанников, в различные приемы обучения следует включать игровые моменты, так как игра всегда вносит оживление и радость в занятия воспитанников, что повышает их активность. Проблемные вопросы, создание непростых ситуаций делают рисование не только более увлекательным для воспитанников, но и способствуют развитию их представлений, фантазии, умственных действий. Использование художественного слова в средней группе более значительно, чем в предыдущих группах, так как оно пробуждает интерес, оживляет в памяти воспитанников образы, ранее воспринятые в жизни.
Впервые в средней группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование во второй младшей группе более простых форм – снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношение и формы частей могут быть несколько нарушены.
В декоративном рисовании показ особенно необходим, так как воспитанники впервые знакомятся с композицией узора, новыми декоративными элементами (линеарные – линии, точки, дуги, мазки, уголки; геометрические – кружки, ромбы; растительные – цветы, листья, ягоды). Кроме полоски, воспитанники располагают узор на других формах – кавдрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга – край и центр.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента и чередование – более сложный композиционный прием чередования двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор.
При сюжетном рисовании воспитанники изображают 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу, используя приобретенные композиционные умения (располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба). В этих рисунках сюжетное развитие действия воспитанники не показывают, т.е. воспитанники рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка – расположением предметов на всем листе. Педагог может раздать листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый – для поляны, голубой – для воды, желтый – для песка и т.д.), и воспитанники свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают). В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной.
Воспитанники четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет педагог. На основании этого анализ может быть организован посредством выставки всех рисунков после занятия и затем проведенного анализа отдельных работ, которые выбирают воспитанники. Плохие работы, так же как и во второй младшей группе, показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Но с авторами слабых работ педагог может заниматься индивидуально в свободное от занятий время. Воспитанники средней группы могут отметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще всего они бывают довольны результатом своего труда. Поэтому заключительную оценку детским работам озвучивает сам педагог.
Старшая группа
В старшей группе рисование предполагает использование различных материалов и техник рисования: техники работы акварелью и гуашью, сангиной, угольным карандашом, восковыми мелками; штриховки, смешивание красок, освоение техник монотипии, кляксографии, ниткографии и др., а также смешанные техники.
При рисовании воспитанники применяют разные способы (дужковый, силуэтный, с помощью завитка, цветового пятна) для изображения человека (пропорции тела взрослого и ребенка, мужчины и женщины; позу, движение, настроение, индивидуальность образа), животных, зданий, транспорта, явлений природы, ярких событий общественной жизни, элементов сюжетов, декорирования изображения.
При этом воспитанники самостоятельно используют и анализируют цвет (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета, образные названия цветов: вишневый, салатовый, малиновый и т.д., контрастные и близкие по тону оттенки цвета), композицию (построение композиции на разных по величине и форме поверхностях, элементы перспективы), линии (вертикальная, горизонтальная, различной ширины и нажима, волнистые, замыкание в формы) и их сочетания, другие средства выразительности (форма, величина, пропорции предметов, динамика).
Новым для воспитанников в работе на палитре становится прием разбеливания (добавление белой краски в основную) и смешивания (смешивание двух основных цветов для получения нового), на основании чего воспитанники знакомятся с цветами спектра в их последовательности (как в радуге).
На занятии педагог активно использует художественное слово, рассматривание, показ способов изображения (полный – если незнакомый материал), напоминания, советы, во время самостоятельной работы – использование музыкального сопровождения, а в конце занятия – анализ детских работ с привлечением воспитанников. Оценка должна быть адекватной, воспитанников необходимо научить рассказывать по вопросам о своей работе, о понравившейся работе, о работе с ошибками, сравнивать две работы с натурой.
В предметном рисовании ребят обучают использовать способы рисования предметов, отображая их характерные признаки (если предмет состоит из нескольких частей, то основные части его определяют путем сопоставления с известными геометрическими фигурами и установления сходства и различия между ними). При этом уточняют представления о строении предметов, состоящих из нескольких частей, о положении частей (вверху, внизу, с боков, в середине) и более точно, чем ранее, определяют относительную величину частей предмета.
В этом возрасте необходимо уточнить и обращать внимание воспитанников, что предметы могут быть различными не только по величине, но и по пропорциям, отличаясь друг от друга по высоте и ширине (деревья высокие и низкие, толстые и тонкие; здания высокие и низкие; окна узкие и широкие), что у предметов может быть различное пространственное положение (предметы могут стоять, лежать).
При обследовании предмета следует уделять внимание некоторым существенным деталям, форме и строению, типичным для этих предметов, во многих случаях рассматривать не сам предмет, а его изображение.
В старшей группе значительное место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый воспитанникам предмет несложной формы с ясно выделяющимися частями. При рассматривании предмета педагог привлекает внимание воспитанников к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, в каком они даны в изображении. При рассматривании предмета использует обрисовывающий жест и словесное объяснение. В этом возрасте воспитанники еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части.
На основании того, что в старшей группе происходит формирование представлений о жанрах живописи, то в детских работах это отражается в рисовании пейзажей, портретов и несложных натюрмортов.
В старшей группе рисование человека начинают со знакомого способа: по частям на основе геометрических фигур и одновременно ребят знакомят со способами передачи настроения (спокойное, радостное, грустное, злое, удивленное). Главным в рисовании человека для воспитанников старшей группы должны быть точность в передаче пропорций, а также прорисовывание всех частей тела: головы, шеи, туловища, рук, ног.
Рисуя фигуру человека в движении, педагог может использовать схемы в виде наброска простым карандашом (легкий нажим на карандаш).
В декоративном рисовании в начале года у детей закрепляют имеющиеся навыки декоративного рисования: построение ритмичного и симметричного узора на основе знакомого геометрического и растительного орнамента, постепенно переходя к рисованию более сложных новых элементов белорусского геометрического орнамента (восьмиугольная розетка, или «звездочка») и растительного орнамента (желудь, колосок). Для построения декоративных композиций на полосе бумаги, квадрате, овале, прямоугольнике, круге воспитанникам предлагают украсить силуэты одежды, посуды, домашней утвари, а также в этом возрасте появляется возможность декорирования объемных изделий. Во всех видах изображения широко используют рисование по замыслу и представлению.
В сюжетном рисовании в начале года закрепляют известные способы построения сюжета: фризовое расположение и расположение изображений по всей площади листа, постепенно переходя к рисованию на 2-х планах с использованием линии горизонта, законов линейной (чем объект дальше, тем он меньше по размеру) и воздушной (чем объект ближе, тем он более четко очерчен) перспектив. Воспитанников необходимо научить отображать в сюжетном рисунке пропорциональное соотношение двух-трех предметов, располагая их по схеме: внизу – те, что находятся на земле, вверху – те, что в воздухе, в небе; создавать сюжет из пяти-шести предметов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕПКИ
Первая младшая группа
До начала занятий по лепке следует провести предварительную работу с воспитанниками для ознакомления их с материалом (пластилин, соленое тесто), с его свойствами и качествами (мягкий, мнется, раскатывается), а также различными манипуляциями с ним (отщипывать, сминать, прихлопывать, ставить отпечатки) в ходе художественной деятельности и экспериментирования с ним. Необходимо обратить внимание детей на силу нажима, использовать прием «рука в руке» (взяв ладошки ребенка в свои, показать, как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и силу, одновременно обращая внимание на зрительный контроль), чтобы воспитанники усвоили метод работы: надо раскатывать между ладонями.
Технические приемы необходимо усваивать в следующем порядке: скатывание (скатывание кругообразными движениями шара), раскатывание (преобразование шара в цилиндр), разрезание (деление на 2 части), присоединение, способы преобразования шара и цилиндра для создания выразительного образа (сплющивание шара в диск, цилиндра – в пластину, оттягивание шара и цилиндра для получения заостренного конца, соединение цилиндра в кольцо).
В первой младшей группе лепка носит предметный характер, применяют также элементы сюжетной лепки. На занятии используют информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движенияс полным показом, сопровождая объяснением.
Подбирая предмет для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста воспитанников. Предмет должен быть хорошо знаком детям, вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него, и наконец, должен быть простым по форме и строению, состоять не более чем из двух частей.
Прежде чем обучать воспитанников изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделять его основные свойства. Обучение следует проводить через показ реального предмета или игрушки (но не картинки).
Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности. Это:
- восприятие целостного образа предмета;
- затем вычленение основных частей этого предмета;
- и последнее – повторное целостное восприятие.
Важный момент в проведении занятия – это оценка деятельности воспитанников. В целом занятию необходимо дать положительную оценку (хвалить нужно всех детей).
Вторая младшая группа
Технические умения, которые воспитанники приобрели в первой младшей группе, закрепляют в первом полугодии, после чего ребят обучают новым, более сложным умениям: раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, оттягиванию, примазыванию, прищипыванию. Задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентироваться в их величине, составлять из них несложные фигуры. Тематика занятий имеет в основном предметный характер, обычно используют элементы сюжетной и декоративной лепки.
Основное место отводят информационно-рецептивному и репродуктивному методам. Вместе с педагогом воспитанники рассматривают знакомые предметы, им предлагают взять их в руки, обвести рукой форму.
Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно:
- обследование предмета рукой и взглядом, сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т.д.);
- затем следует выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям;
- а также повторное целостное восприятие предмета;
- и наконец общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз, что позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ.
Такое активное знакомство с предметом позволяет понять его строение, уточнить пропорциональное соотношение между частями (туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие), и количество частей (одно туловище, одна голова, две руки).
Обучение воспитанников во второй младшей группе должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не показывают.
Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей группе, педагогический работник анализирует в основном не качество отдельных изображений, а общий результат. К анализу выполненных работ следует привлекать и воспитанников.
Средняя группа
Технические умения, которые воспитанники приобрели во второй младшей группе, закрепляют в первом полугодии, после чего детей обучают новым, более сложным умениям: сравнивать способы и приемы лепки (конструктивный, смешанный, приемы оттягивания, вдавливания, использование стек, штампов, различные способы соединения частей), воспитанникам дается возможность познакомиться с глиной, а также использовать пластилин, соленое тесто.
Задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением ребят различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать их в величине, составлять из них несложные фигуры, в связи с чем активно используется обследование, рассматривание реальных объектов и их изобразительное изображение, в ходе которых воспитанники зрительно анализируют части предмета, прибегают к сравнению с теми предметами, которые хорошо знают.
Обследуя предметы, состоящие из нескольких частей, внимании е воспитанников направлено сначала на форму основных частей, а потом на форму более мелких, дополняющих образ. Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение. Одновременно уточняются пропорциональные соотношения между частями, а также анализируется количество частей.
Обучение воспитанников должно предусматривать развитие детской самостоятельности. На основании этого особого внимания требуют занятия по замыслу. С этой целью в начале занятия педагог посредством проблемных ситуаций или сюрпризных моментов подводит воспитанников к выбору темы.
В ходе предметной лепки воспитанники лепят двух- и трехмерные предметы на плоскости, максимально точно передавая форму, пропорции, характерные особенности, детализируя образ мелкими деталями.
Сюжетная лепка стремительно развивается и представлена в средней группе работами, которые отражают объекты и события окружающего мира, содержание произведений художественной литературы.
Декоративную лепку используют при украшении предметов с помощью налепа, а также поощряется стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
В средней группе воспитанники знакомятся с нетрадиционными техниками лепки – пластилиноргафией, ее видами (модульная, мозаичная).
При анализе работ педагог уточняет результаты работы, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.
Старшая группа
Воспитанники старшей группы в процессе работы с пластилином, соленым тестом и глиной способны сравнивать способы и приемы лепки (пластический, рельефный, ленточный), экспериментировать с пластическими материалами и техниками (пластилинография контурная).
В старшей группе педагог выступает в роли советчика, он не делает за воспитанника элементы поделки, а лишь объясняет, как это сделать, не составляет сюжет по мотивам вылепленных фигурок, а помогает его начать и закончить повествование. Поэтому индивидуальный подход на занятиях лепкой в большей степени заключается в технической помощи.
Для создания особенного колорита занятие лепкой может комбинироваться с рисованием, конструированием или аппликацией. Например, для антуража под лепку на тему «Домашние животные» воспитанники могут сделать конуру для собачки из бумаги или деталей конструктора.
В предметной лепке закрепляют у детей умения конструктивного смешанного способов, а воспитанники знакомятся с пластическим, рельефным и ленточным способом создания художественных образов, что предполагает лепку не только предметов, состоящих из нескольких частей, но и более сложной конфигурации из целого куска. Совершенствуется навык работы со стекой (прорисовка мелких деталей, передача фактуры, нанесение декора и т.п.). в этом возрасте необходимо использовать натуру – муляжи фруктов и овощей, игрушки несложного строения, скульптуру малых форм.
Воспитанники учатся лепить фигуру человека на ногах с использованием пластического способа (туловище и ноги лепят на основе цилиндра, снизу цилиндр рассекают), голову можно вытянуть или слепить отдельно, руки лепят отдельно и примазывают к туловищу, находят приблизительно правильное пропорциональное соотношение между частями.
В декоративной лепке дети познают основы рельефного (выполнение декоративных пластин способом высокого рельефа (налепом) и ленточного способов, знакомятся с контурной пластилинографией).
В сюжетной лепке ребята продолжают передавать в работе определенный сюжет литературных произведений из собственного опыта или мультипликационных фильмов. В этом возрасте им под силу за одно занятие вылепить 2-3 фигурки и правильно разместить их на подставке.
Работы воспитанников в конце занятия обыгрывается, при этом оценка должна быть адекватной, тактично указывая ошибки и анализируя их причины. Обязательно к анализу следует привлекать самих детей – они учатся по вопросам рассказывать о своей работе или о понравившейся , о работе с ошибкой, а также сравнивать работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ АППЛИКАЦИИ
Первая младшая группа
Для аппликационных занятий в первой младшей группе используют белую и цветную бумагу (тонкий картон или альбомные листы), геометрические формы одного размера, чтобы воспитанники смогли составить из них гармоничный орнамент. В работе с бумагой применяют элементарные способы (сминать, рвать, складывать), а способ создания аппликационных работ подразумевает аппликацию без наклеивания.
Вначале воспитанники должны научиться ритмично размещать одинаковые элементы по всей поверхности основы, затем следует выкладывание силуэтов героев какой-либо известной сказки в определенном порядке (в соответствии с текстом произведения), после этого осваивают способы составления силуэта из двух или трех деталей.
Любое занятие рекомендуется проводить в занимательной форме, игровой момент является определяющим.
Вторая младшая группа
Для аппликационных занятий во второй младшей группе используют изобразительные, природные и дополнительные материалы. В процессе подготовки к занятию педагог применяет следующие методы: информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный (проведение упражнений в различении формы, цвета предмета, развитие изобразительных умений, умение наклеить).
Место расположения материала для аппликации на столе должно быть постоянным и удобным для пользования, что приучает воспитанников к порядку и культуре рабочего места. Например, клеенка, на которой намазывают фигуры, всегда должна находиться слева от основы аппликации; подставка для кисточек помещается справа, а поднос с набором заготовок располагается над клеенкой.
Любое занятие необходимо проводить в занимательной форме, игровой момент является определяющим, чтобы удержать внимание воспитанников. Самостоятельная деятельность воспитанников начинается с раскладывания элементов на основе. При декоративном изображении воспитанники наклеивают узор из нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги с последующим усложнением аппликации на полосе (изменение цвета кругов, чередование кругов по цвету) и в новых формах – квадрат, прямоугольник. Композиция построения узора: аппликация на квадрате и на прямоугольнике (по углам), на круге (в центре, по краю).
Для предметного изображения подбирают предметы с симметричным расположением частей, с формами, близкими к геометрическим, с последующим усложнением (предметы из кругов разной величины, большее количество деталей (2-4). Коллективные сюжетные работы:часть работы делает педагог, работы выполняются на большом формате, лучше с фоном.
Процесс наклеивания требует выполнения определенных правил: правильно держать кисть, брать достаточное количество клея; каждый элемент класть на клеенку не цветной стороной вверх; хорошо смазывать клеем всю поверхность, класть кисть на подставку; осторожно перевернув смазанный элемент, прикреплять его на нужное место клеем вниз, прикрыв сверху сухой салфеткой, не сдвигать; прижимать ладонью, промокнув лишний клей специальной салфеткой.
С начала учебного года надо начинать обучение воспитанников обращению с ножницами, которое необходимо проводить в ходе индивидуальной работы, где ребята не только знакомятся с правилами работы с ножницами, но и учатся делать надрезы на бумаге. В качестве упражнения для рук необходимо давать воспитанникам задания, требующие выполнения нескольких одинаковых вырезок. Впоследствии на занятиях дети разрезают бумагу по прямой – полоски разной длины и ширины, обрезают углы в квадратных и прямоугольных формах.
Средняя группа
Для занятий аппликацией в средней группе нужны изобразительные (разные виды бумаги) и дополнительные материалы: ткани, природный материал (элементы флористики). В процессе занятия педагог использует информационно-рецептивный и репродуктивный методы, которые применяются в единстве и взаимосвязи. Возрастает роль слова педагога, который, опираясь на знания воспитанников, их умения, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям. Необходимо чаще ставить перед воспитанниками вопросы о том, как выполнить аппликацию, из какой бумажной заготовки вырезать ту или иную форму и какими приемами воспользоваться. Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений.
Для передачи образности, выразительности необходимо использовать художественное слово (загадки, стихи, поговорки и т.д.), советы, которые стимулировали бы активность и самостоятельность воспитанников, напоминали порядок работы, обращали внимание на качество вырезывания и наклеивания.
В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Воспитанники пятого года учатся различать и правильно называть прямоугольник, квадрат, полосу, круг, треугольник, овал и только лишь трапецию по-прежнему определяют на основе образных сравнений (крыша, лодка).
Воспитанники учатся составлять предметные изображения более сложного строения. Количество деталей, которые они могут использовать в работе, увеличивается: например, у домика теперь не только стена, крыша , несколько окон, дверей. Наряду с развитием композиционных навыков важно продолжать развитие понимания ритма, так как в этой группе воспитанники выполняют декоративные аппликации.
В течение учебного года ребята должны овладеть различными элементарными приемами: вырезать разными способами (симметричное из бумаги, сложенной вдвое, парносимметричное из бумаги, сложенной в несколько раз), создавать аппликационные работы с использованием приемов прямолинейного и криволинейного вырезания.
В процессе работы с симметричными предметами используют приемы закрывания листом бумаги половины предмета, прорисовывания пальчиком на заготовке половинки предмета с целью запоминания линии. Особое внимание уделяется умению планировать свою деятельность при создании сюжетной аппликации: 1-2 плановые композиции наклеиваем и раскладываем от дальнего к ближнему предмету.
В конце занятия педагог вместе с воспитанниками анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог подводит итоги занятия, привлекая внимание всех к удачным работам.
Старшая группа
Для занятий в старшей группе используют изобразительные (разные виды бумаги) и дополнительные материалы (ткани, природный материал), а также различные приемы и способы аппликации (приемы: прямолинейное и криволинейное вырезание; способы: симметричное, парносимметричное, силуэтное, способ обрывания, полуобъемная аппликация, элементы флористики, коллаж).
Участие педагога в работе над аппликацией сводится к презентации задачи, распределению функций в группе (если работа предполагается групповой), а также оказанию детям индивидуальной помощи. Некоторые аппликационные работы (например «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «дома и машины на улице») выполняются воспитанниками коллективно (каждый ребенок делает какую-то определенную часть композиции, а впоследствии все части объединяют на общем фоне). При такой форме организации занятия распределение работы между воспитанниками педагог делае6т в соответствии с их желаниями.
В предметной аппликации воспитанники изображают предметы, имеющие различные сочетания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Опираясь на представления ребят и используя натуру (или заменяющую ее картинку), педагог проводит анализ строения предмета, вычленяя основные части, их формы, соотношения друг с другом. Образец используют в тех случаях, когда дети впервые изображают предмет. Рекомендуется чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции.
В декоративной аппликации воспитанники составляют узоры на круге, квадрате, прямоугольнике, на силуэтах, в декоративные композиции включают разнообразные растительные формы (листья, цветы), используют цвета (теплые и холодные, образные названия цвета: вишневый, салатовый, малиновый и т.д., контрастные и близкие по тону, оттенки цвета), которые воспитанники красиво сочетают в узоре.
Сюжетные аппликации – многослойные пейзажи, сюжеты, в которых необходимо соблюдать строго определенную последовательность расположения и наклеивания форм: сначала общий фон (земля, вода, небо), затем выкладывают и наклеивают предметы заднего плана, потом – среднего и переднего. Для упрощения работы педагог может предложить детям сделать карандашом эскиз будущей работы или выложить на листе.
Анализ детских работ проводится при активном участии самих воспитанников в форме самоанализа (критически оценивать свою работу), взаимоанализа (сравнивать с другими). Ребята должны самостоятельно подводить итог занятия, но как и ранее, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезания, выделяет те работы, кто правильнее сложил или наклеил.
"Изобразительное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Изобразительная деятельность в период дошкольного детства – это то средство, которое, помимо развития творческих талантов детей, способствует развитию других способностей каждого ребенка, а также является важным условием всестороннего гармоничного развития личности в дошкольном возрасте.
Введение в мир искусства детей раннего и дошкольного возраста – важнейшая составляющая деятельность педагогических работников учреждений дошкольного образования.
Изобразительное искусство – это мир прекрасного, высокого и часто не совсем понятного для воспитанников. Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, мало уметь разбираться в его видах и жанрах, необходимо освоить его непростой язык – язык изобразительного искусства, язык средств художественной выразительности и способов изображения.
Современные условия образования предъявляют высокие требования к организации образовательного пространства, что имеет отношение и к работе с воспитанниками по формированию у них основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства.
Перед педагогами учреждений дошкольного образования возникает необходимость поиска не только современных форм и методов работы с воспитанниками, но и повышения собственного уровня компетентности в методической грамотности, так как занятия по данной образовательной области требуют от педагогов дошкольного образования тщательной подготовки, глубоких знаний и понимания содержания работы по обучению воспитанников техническим приемам, техникам и способам изображения.
В дошкольном возрасте происходит развитие всех познавательных процессов. Ребёнок приобретает чувственный опыт, воображение и художественное восприятие. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации он производит продукт, отображая в нём впечатления и жизненный опыт.
В настоящее время изобразительное искусство в дошкольном учреждении ценно тем, что позволяет не замыкаться только на технических и изобразительных навыках в обучении ребёнка. Она даёт возможность развивать эмоции и чувства ребёнка, воздействовать на становление его характера. Дети должны научиться видеть прекрасное и доброе, слышать его и чувствовать. А в результате – искать пути передачи увиденного, услышанного или прочувствованного с помощью цвета, рисунка, пластического изображения.
Дошкольный возраст – это период когда изобразительное искусство становится устойчивым увлечением многих детей.
Для развития творческой личности необходимо соблюдать следующие условия:
Организация интересной содержательной жизни ребёнка в детском саду и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и их взаимодействие.
Стимулирование взрослым такого состояния у ребёнка, когда «разбужены» его чувства, воображение, когда он увлечён тем, что делает.
Комплексное и системное использование методов и приёмов.
Отношение окружающих к результатам детского народного творчества. Их работы должны находиться в детском саду, и тогда дети будут видеть, что их творения небезразличны окружающим.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.
Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительному искусству и развития их творчества – индивидуальный подход к каждому ребёнку. Чтобы осуществить такой подход я внимательно наблюдаю за детьми в процессе их деятельности, отмечая, что характерно для каждого: что удаётся, а что нет, какие трудности возникают у ребёнка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относиться к этим занятиям, какому из них отдаёт предпочтение.
Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребёнок владеет способами восприятия. Некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчётливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации. Другим же недостаточно и тщательного наблюдения. А от этого зависит то, какое изображение будет создано.
На занятиях по изобразительному искусству у детей постепенно развиваются эстетические чувства: чувство формы, пропорций, цвета, ритма, композиции, а также художественный вкус.
Ребёнок только начинает учиться рисовать, и очень важно, чтобы он с самого начала осваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Когда детей сразу много, воспитатель может не заметить, что кто-то действует неправильно, и у малыша могут закрепиться неправильные навыки и умения. И детям, пока они осваиваются с жизнью в коллективе, только начинают заниматься, трудно слушать воспитателя дошкольного образования, понимать его указания, если группа большая.
Предлагается детям рисовать по собственному желанию. Обращаю внимание на случайно полученные изображения, отмечается выразительность этих рисунков. Пока малыши лишь осваивают изобразительные движения разного характера, в их рисунках напрасно искать сходство с отдельными предметами окружающей действительности. Только постепенно, когда дети начинают произвольно повторять случайно полученное изображение, можно спросить у малыша, что нарисовано, предложить ему изобразить что-то новое.
С детьми проводятся отдельные занятия по типу игры «Угадай, что нарисовано». Детям даются для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано (солнышко, домик, флажки, цветочки и т.д.). Если затрудняются, педагог сам отмечает наиболее характерные рисунки (например: «Нарисована высокая густая травка», «А вот веточка как наклонилась, наверное ветерок подул», «Шарики воздушные полетели», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке» и т.д.).
Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые образы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Однако зачастую видишь, что ему не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Поэтому предлагаются разные способы и техники изображения, которые развивают у детей интеллект, умение нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
В своей работе используются разные материалы для лепки - солёное тесто, пластилин; для рисования – гуашь, восковые карандаши, мелки.
Предлагаются ребятам не только обычное рисование кистью, но и знакомство их с различными нетрадиционными способами изображения.
Вот некоторые способы изображения, которые используются в изобразительном искусстве:
«Рисование пальчиками»
При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге. Конечно же, дети приходят от этого восторг.
«Рисование ладошкой»
Одна из любимых детьми техник — рисование ладошками. Это очень просто и весело: в блюдце с краской (разбавленная гуашь или опять-таки пальчиковые краски) опускается внутренняя поверхность ладони (как вариант на ладонь можно нанести краску кисточкой). Затем ребёнок оставляет отпечаток на листе бумаги.
«Рисование ватными палочками»
Это очень простой метод: кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Рисование штампами»
Суть метода печатания очень проста — краска наносится на поверхность какого-либо предмета, а затем он прикладывается к основе, оставляя оттиск.
«Отпечаток листьев»
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
«Рисование свечой»
Загадочный метод рисования — это изображение свечой. Заранее рисуются на бумаге какие-то образы или узоры, а затем предлагается детям закрасить основу акварелью. В результате на листе проступает рисунок, что вызывает у малышей удивление.
Нетрадиционное рисование отличается художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычными приёмами работы, которые не требует особых ручных умений и способностей, а больше напоминает игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого малыша. Кроме того, они дают ощущение новизны и являются толчком к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность и заинтересованность изобразительным искусством.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Необычные способы так увлекают детей, что дети чувствуют себя смело, становятся непосредственными, что создаёт прекрасные условия для творческой деятельности.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяется развитию изобразительных способностей малышей. Ведь именно в процессе изобразительного искусства у ребёнка развиваются мелкая моторика и координация рук, его маленькие пальчики становятся сильными и ловкими. А это напрямую связано с развитием интеллекта. Все дети любят рисовать, для них это – радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а также способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей. Опыт работы показал, что знакомство с техниками изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает разнообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, демонстрируя свой успех.
СМОТР-КОНКУРС ДИДАКТИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
14.03.2022СМОТР-КОНКУРС
ДИДАКТИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
АППЛИКАЦИИ И ЛЕПКИ
В рамках подготовки к педагогическому совету в ГУО «Ясли-сад № 70 г.Бреста» прошел смотр-конкурс дидактического и методического материала по развитию творческих способностей воспитанников посредством аппликации и лепки.
Основная цель конкурса: активизация деятельности воспитателей дошкольного образования по созданию условий для формирования творческих способностей детей в процессе аппликации и лепки.
В смотре-конкурсе приняли участие воспитатели всех возрастных групп учреждения дошкольного образования, представив на конкурс оснащенный, оригинально оформленный материал по изобразительной деятельности.
При оценке учитывалось соответствие требованиям: разнообразие материалов и оборудования для использования на занятиях, наличие дидактических игр, копилки детских творческих работ; эстетичность представленных материалов; творческий подход к созданию и оформлению материала.
Администрация учреждения благодарит всех участников смотра-конкурса и поздравляет самых творческих педагогов с победой.
МОЛОДЦЫ!!!